ОРКСЭ

Сайт входит в межрегиональную информационную систему «Общедоступная информация образовательных организаций России»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа №48" г. Нижний Новгород

Наши контакты     

ОРКСЭ                                                                                                                                      

 

Родителям о введении нового курса в начальной школе

 «Основы православной культуры»

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разработан буклет "Православная культура в светской школе". В буклете представлены ответы на актуальные вопросы по введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школы России

Для чего нужно изучать основы православной культуры?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в станов-лении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

Что такое курс «Основы религиозных культур и этики»?

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение. Выбор предмета – законное право родителей.

Кто и когда принял решение о начале эксперимента? Президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России.

Не станет ли изучение различных религиозных культур по выбору поводом для конфликтов среди детей?

В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый учитель, способный понимать себя и других. Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике? Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.

Каким должен быть учитель православной культуры?

Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания - любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.

Почему ОПК?

Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия – мир бесконечный, добрый и мудрый.

Как помочь детям в изучении ОПК?

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки – все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.

Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?

Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.

Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?

Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса – в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году. Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы – с первого по одиннадцатый.

© Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 127051, г.Москва, ул.Петровка 28/2 Тел.: +7 495 650-13-10 Web: http://otdelro.ru http://media.otdelro.ru  


 

 О новом школьном предмете ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры

 читайте здесь >>>   

 

 

 

Учебник "Основы православной культуры 4-5", автор Кураев А.В.


  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / Данилюк А.Я.

 

  Читать >>> 

 

 

 

 


     

План

проведения совместных мероприятий МБОУ СОШ № 48

с Нижегородской Епархией (Приокским благочинием)

на 2014– 2015 учебный год

 

 

МБОУ СОШ № 48

Мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

Научно-методическая работа

 

МБОУ СОШ № 48

 

 

 

Работа с педагогическими кадрами

 

МБОУ СОШ № 48

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

МБОУ СОШ № 48

«Святые земли Нижегородской» - беседа с учащимися 5-х классов в рамках курса ОПК

Октябрь

Беседа со священником Сергием Сподиновым

 

МБОУ СОШ № 48

Участие в районном конкурсе «Детские Городские Рождественские чтения»

Ноябрь

Подготовка учащихся

9-11 классов

 

МБОУ СОШ № 48

«Заповеди Блаженств» - беседа с учащимися 4-х классов в рамках курса ОПК

Ноябрь

Беседа со священником Сергием Сподиновым

 

МБОУ СОШ № 48

«Осторожно, секта!!!» - беседа с учащимися 8-х классов в рамках курса «Религии России»

Март

Беседа со священником Сергием Сподиновым

Работа с родителями

 

МБОУ СОШ № 48

 

 

 

 

 

 


 

 

А Р Х И В

 

 

 

Христианский урок

     10 октября 2013 года в гостях у 5-Б класса был иерей МРО «Православный приход церкви в честь Казанской иконы Божией Матери» Сподинов Сергий Александрович. Он провел с ребятами урок на тему «Что такое христианский подвиг?..». Эта тема вызвала живой отклик у наших ребят.

 
   

 


      Круглый стол по духовно-нравственному воспитанию

08 октября 2013 года  на базе МБОУ СОШ № 48 проходил круглый стол по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому становлению учащихся для лиц, курирующих духовно-нравственное направление в ОУ Приокского района. Вниманию гостей была предложена Презентация программы Приокского района по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Приокский исток». Авторами программы являются М.Н.Акимова, учитель начальных классов, и О.Е.Кашурина, заведующая школьной библиотекой. Программа «Приокский исток» начнет реализовываться уже в 2013-2014 учебном году.

О.М.Разина, помощник по образованию 1-го Благочиния, рассказала о

перспективах дальнейшего взаимодействия Приокского благочиния с образовательными учреждениями Приокского района.

В работе круглого стола также приняли участие А.Е.Корехов, иерей, благочинный Приокского округа г. Нижнего Новгорода, и С.А.Сподинов, иерей, настоятель МРО «Православный Приход церкви в честь Казанской иконы Божией Матери».

 
 
   

 

 

 

 

 

 Входное анкетирование родителей параллели 4-х классов по введению ОРКСЭ,

проведенное в школе в сентябре 2012 года.    

    

Вопросы / классы

4 «А»

(14 чел)

4 «Б»

(14 чел)

4 «В»

(14 чел)

4 «Г»

(13 чел)

Всего

человек

Итого

  в %

1.      Ваше отношение к введению ОРКСЭ?

положительное

11

12

12

9

44

80%

отрицательное

3

1

1

3

8

14,5%

не определился

0

1

1

1

3

5,5%

2.      Знакомились ли Вы с содержанием учебника?

да

7

11

7

8

33

60%

нет

7

2

6

5

20

36%

частично

0

1

1

0

2

3,5%

3.      Считаете ли Вы, что введение ОРКСЭ

  • даст возможность больше узнать по ОПК

да

11

13

11

9

44

80%

нет

3

0

2

3

8

14,5%

не знаю

0

1

1

1

3

5,5%

  • пробудит интерес к религии

да

9

7

8

3

27

50%

нет

5

3

4

6

18

32%

не знаю

0

4

2

4

10

18%

  • изменит поведение в лучшую сторону

 

 

 

 

 

 

 

да

9

10

9

7

35

63%

нет

3

1

4

5

13

24%

не знаю

2

3

1

1

7

13%

4.      Что Вы ожидаете от введения ОРКСЭ (свободные высказывания)

положительное

8

9

13

8

38

69%

отрицательное

3

0

1

3

7

13%

не знаю

3

5

0

2

10

18%

 

 

Мнение родителей по 4 вопросу:

  • расширение кругозора в сфере культуры;
  • воспитание патриотизма, гуманизма;
  • воспитание доброго отношения к окружающим;
  • развитие духовного мира ребёнка;
  • уверует, если и в школе будет слышать о православии, а не только в семье;
  • полезный предмет;
  • даст понимание моральных и нравственных сторон жизни;
  • станет добрее, уважительнее к людям;
  • даст основы духовной жизни, положительных эмоций;
  • надеюсь, что будет со мной ходить в церковь;
  • ознакомится ребёнок с основами православия;
  • ведёт к воспитанию послушной рабсилы, необразованной и богобоязненной (1 выск.)
  • ничего (6 выск.)

 

 


 

Анкетирование учащихся 3 классов в рамках введения нового школьного предмета ОРКСЭ 

в 2012 – 2013 учебном году 

 

Параллельно анкетированию взрослых о введении нового курса в программу обучения  детей, был проведён и опрос учеников 3-х классов нашей школы с целью выяснения их интереса к новому предмету и возможности поддержки курса ОПК( ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) в семейном воспитании.

Были опрошены 87 учеников 9-10 летнего возраста. На первый вопрос «были ли они в церкви» только 9% (8 чел) дали отрицательный ответ, причём и далее именно у этой группы ребят было негативное восприятие данной анкеты, т.к. на второй вопрос было ли им там интересно, эти же ребята отвечают «нет». К ним ещё только присоединяются 4,6% (4 чел).

Не носят крестик 23% опрошенных (20 чел). Нет дома икон у 9 % (8 чел). Нет желания узнать больше об этом у 9%. Интересными были ответы детей о том, «кто рассказывает тебе о Боге, о поведении в Церкви», их ответы распределились так:

 родители – 47 чел.

 бабушка – 38 чел.

пробабушка – 4 чел.

батюшка – 6 чел.

учитель – 6 чел.

дед – 6 чел.

прочитал в книге – 1 чел.

воспитатель в д/с – 1 чел.

дядя – 1 чел.

Причём, некоторые ребята называли сразу несколько из перечисленных источников.

А вот на вопрос «от кого бы ты хотел получать эту информацию», дети сказали следующее:

От родителей – 30 чел.

От учителя - 15 чел.

От священника – 42 чел.

Отвечая на вопрос о любимых праздниках, которые празднуют в их семьях, подавляющее большинство ребят называют Пасху, гораздо меньше ребят называют Рождество, видимо, более ярким является празднование в семье и школе Нового года, что и отодвигает в сознании детей праздник Рождества Христова.

Заставляют задуматься нас, взрослых,  искренние, во многом неожиданные, часто и наивные ответы детей «для чего им нужны эти знания»:

- чтобы быть умнее,

- чтобы быть православным,

- чтобы молиться,

- чтобы быть хорошим,

- чтобы знать больше о жизни Спасителя,

- чтобы быть безгрешной и чистотой от нечистой силы,

- чтобы больше узнать о христианах,

- чтобы исповедоваться,

- для прощения,

- мне интересно узнавать новое,

- чтобы попасть в рай,

 - чтобы больше узнать о Боге,

- чтобы рассказывать своим детям,

- чтобы правильно вести себя в Церкви,

- чтобы жизнь сложилась хорошо и быть счастливым,

- чтобы не попасть в беду,

- чтобы быть святой,

- чтобы Бог помог в трудную минуту,

- чтобы знать, как мы появились и как устроены,

- мне интересно,

- надо,

- чтобы быть хорошей и умной девочкой,

- чтобы быть образованным человеком,

- чтобы праздновать праздники,

- для знания молитв и помощи в жизни.

Анализируя эти данные, мы видим интерес ребят к данной теме и хорошую возможность поддержки выбора курса ОПК и в семейном воспитании.

 1.

1. Ходил ли ты со взрослыми в Церковь (Храм)?  Да           Нет

2. Было ли тебе интересно там?         Да           Нет

3. Носишь ли ты крестик?                Да             Нет

4. Есть ли у вас дома иконы?         Да           Нет

5. Какие церковные праздники ты знаешь?_______________________________________________

6. Какие из них вы отмечаете дома?____________________________________________________

7. Какой праздник нравится тебе?_____________________________________________________

8.Кто рассказывает тебе о Боге? О поведении в церкви? ___________________________________

9. Хотел ли ты узнать об этом больше?__________________________________________________

10. От кого было бы интереснее узнать об этом: от родителей, от учителя, от священника? (отметь)

11. Для чего тебе это нужно? ___________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________________ 

 


 

   В день памяти Преподобного Сергия Радонежского состоялся урок в 4 классе «А», посвященный Великому молитвеннику Руси. Урок провела Валуйская О.М., сотрудник районной детской библиотеки им. В.Катаева. Дети познакомились с жизнью и подвигами Сергия Радонежского, посмотрели увлекательную презентацию и мультфильм об этих событиях.

      

 

      

 

Дата последнего обновления страницы 12.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения